Лечение навязчивых состояний требует особого отношения

Лечение навязчивых состояний

Лечение расстройств нервной системы, это достаточно сложный процесс и в первую очередь он заключается в правильности диагностики состояния человека и определения его индивидуальных параметров развития.

ОТКУДА БЕРУТСЯ НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ

Смотрел ли кто-нибудь из вас фильм «Лучше не бывает» с Джеком Николсоном в роли отъявленного скандалиста и смутьяна, и по совместительству модного писателя женских романов?

Если кого-то заинтересовала тема лечения навязчивых состояний, советую посмотреть этот прекрасный фильм, отмеченный Американской киноакадемией двумя золотыми статуэтками за лучшее исполнение мужской и женской роли.

Кино является визуальным искусством и именно поэтому творческому коллективу не всегда при помощи визуальных образов удается показать образ мыслей того или иного персонажа, но образ действий виден всегда.

Чтобы, как следует (по его сугубо личному мнению), помыть руки, герой Николсона использует крутой кипяток и два куска мыла. Причем после намыливания рук, мыло тут же отправляется в мусорную корзину и распаковывается новый кусок.

Этот человек испытывает невероятные мучения, если тротуар по которому он идет, имеет слишком много трещин. Они не представляют никакой опасности для жизни и здоровья персонажа, просто у него есть навязчивая мысль, что ему не при каких обстоятельствах не следует наступать на трещины. В кафе, в котором он ежедневно обедает, он не сядет за свободный столик, а будет ждать, а если потребуется, наговорит уйму гадостей людям, сидящим за ним, чтобы те побыстрее освободили «его законное место». История с навязчивостью мысли о чистоте, заставляет его приходить в кафе с одноразовыми приборами и так далее до бесконечности.

Однако это не простая шалость великовозрастного дитяти. Формируя образ своего героя, авторы фильма не просто взяли с потолка и наградили всеми вышеперечисленными «достоинствами» героя фильма. Они углубленно изучали тему. Не будь так, сюжет скорее всего оказался бы бесцветным, но… Все происходящее с героем невероятно мучает и стесняет его, а отсюда следует правило – больной понимает, что навязчивые мысли берут свое начало в нем самом, недаром он ходит на прием к психологу.

ЧТО ТАКОЕ НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ

Однако отвлечемся от, пусть и художественного, но все же вымысла.

Итак, мы знаем, что навязчивые мысли – это непрекращающееся повторение нежелательных, подчас тягостных мыслей, от которых невозможно избавиться усилием воли. При этом у больного всегда присутствует ощущение их насильственного характера, и он знает, что и мысли и действия берут свое начало в нем.

Несколько другая картина наблюдается у людей больных шизофренией. Их так же могут мучить навязчивые мысли, но при этом, они имеют твердую убежденность, что мысли им подсказывает кто-то извне. В психологии есть такое понятие как сверхценная идея или «идея фикс». Это похожее на навязчивость психическое расстройство, при котором сверхценная идея овладевшая больным и мысли сопровождающие его повсюду не воспринимаются как насильственные.

Наоборот, больной защищает их. Совсем другая, противоположная картина наблюдается в случаях навязчивых мыслей. Их содержание, как правило, неприемлемо для больного или, по меньшей мере, бессмысленно. Есть несколько соотносящихся областей жизнедеятельности человека, которых чаще всего касаются навязчивости, что отражается на возможном процессе лечения навязчивых состояний:

• извращение религиозных понятий
  • чрезмерное увлечение идеями религии
  • вопросы нравственности
  • вопросы этики
  • беспокойство за здоровье
  • наличие тяжелой болезни
  • чрезмерная чистоплотность
  • болезненный педантизм
  • стремление к симметрии
  • половые извращения

Непосредственно или косвенно во всех случаях наблюдается одно: причинение вреда себе или окружающим.

Такие легкие формы навязчивых состояний, как напевание одной и той же песенки, или повторение слова, фразы, вероятно, имеют некое адаптационное значение, а детское избегание наступания на стыки половых плит или трещин в асфальте имеют оттенок ритуальности. Порой это бывает способом подавить злость, контролировать свои возможные неправильные поступки. Не исключено, что это преувеличенное защитное поведение. Совсем другая картина может открыться, в случае если контроль над подобными действиями прерывается или бывает нарушен. В этих случаях и мысли и действия приобретают характер часто повторяющихся, то есть навязчивых.

Лечение навязчивых состояний.

ЛЕЧЕНИЕ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ

Навязчивые состояния могут протекать очень тяжело и приносить больному множество страданий. И даже если они когда-либо имели защитную роль, то она совершенно утрачивается.

Также навязчивые состояния имеют схожесть с фобиями, но существуют и явные различия. В обоих случаях, и при навязчивых мыслях, и при фобиях, больной осознает, что и мысли которые непрекращающейся чередой появляются в его голове и действия, смысла в которых он не видит, возникают непосредственно в нем. Он не может справиться с ними самостоятельно, а если и предпринимает попытки, то они еще и еще раз усиливают психологическое давление внутри, а тревога только возрастает. Отличие от фобий заключается в том, что фобии – это навязчивые страхи, связанные с конкретными объектами или ситуациями. Если больной не сталкивается с ними в повседневной жизни или же намерено избегает встречи с ними, то они и не причиняют ему повседневных беспокойств. В случае с навязчивыми состояниями наоборот – и мысли, и действия неотвратимо преследуют больного на протяжении всего дня.

Существует большое разнообразие предложений, как лечить навязчивые состояния. Доводилось слышать, что наряду с калиной и успокоительными травяными сборами, народная медицина предлагает лечение чесноком. Эффективность этих средств лично мы не проверяли, поэтому специалистами нашей клиники в отношении лечения навязчивых состояний, как и прежде, применяется психотерапия и при необходимости — медикаментозное лечение.

Позвоните нам по телефону: и запишитесь на консультацию.

Рекомендуемые ссылки:
Пищевая зависимость