Медицина психиатрия
Медицина психиатрия
Лечение психических и нервных расстройств
Программы для занятий составляются с учетом различной эмоциональной нагрузки музыкальных произведений.
Первое произведение должно создавать определенную атмосферу и настроение для всего занятия, оно, как правило, спокойное, оказывающее седативное действие, не слишком напряженное. Второе произведение несет основную нагрузку; оно более динамично, его функция — стимулирование интенсивных эмоций, переживаний, ассоциаций, воспоминаний. После прослушивания музыкального произведения группа обсуждает те переживания, ассоциации, эмоции, мысли, которые возникли у каждого пациента в ходе прослушивания.
Невролог
Третье произведение должно снимать возникшее напряжение ; оно может быть спокойным, расслабляющим, или, наоборот, энергичным, дающим заряд оптимизма, энергии, бодрости. Примерные программы занятий представлены в приложении № 12.
Занимательная наркология
Можно также использовать активный вариант музыкотерапии (см. корешковый синдром в москве).
Для этого нужен набор простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагаются определенные ситуации, сходные с темами психогимнастики, рисунка и др. Каждый выбирает музыкальный инструмент для себя и своего партнера и затем с помощью звуков создается диалог. Характер обсуждения остается таким же, как при использовании других методик.
Музыкально образованный психотерапевт может также стимулировать в процессе музыкотерапии собственную активность пациентов, давая задания подобрать музыкальные произведения, наиболее соответствующие их эмоциональному состоянию или эмоциональному состоянию какого-либо из членов группы.
Точно также сам психотерапевт может подбирать музыкальные характеристики пациентов.
Медицина психиатрия
Кроме указанных вспомогательных методов, в процессе групповой психотерапии могут быть использованы такие методики, как хореотерапия (танцы), пение, различные тренинговые методики.
Целью этих техник является, в основном, создание соответствующей эмоциональной атмосферы, необходимой для психотерапевтического функционирования группы, снижения уровня напряжения, скованности, отчуждения, создания сплоченности, формирование сотрудничества, взаимопонимания, эмоционального контакта.
В принципе, существует довольно большое количество различных методов.
Можно постоянно расширять психотерапевтический арсенал (см. психология детского рисунка). Наш опыт показывает, что применение групповой дискуссии, разыгрывания ролевых ситуаций, психогимнастики, проективного рисунка и рецептивного варианта музыкотерапии является необходимым и достаточным для решения задач, стоящих перед патогенетической групповой психотерапией.
Симптомы депрессии
Все указанные методы используются нами и как самостоятельные занятия, и как элементы групповой дискуссии.
Сочетание групповой дискуссии с различными вспомогательными вербальными и невербальными приемами, в соответствии с нашими наблюдениями, может быть различным и определяется конкретной групповой ситуацией, фазой развития группы. В зависимости от этого изменяется удельный вес вербальных и невербальных техник, а также структура и содержание этих занятий. Например, в начальной фазе групповой психотерапии, когда существует выраженная эмоциональная дистанция между пациентами — участниками группы и страх перед ее преодолением.