Патопсихологическое обследование в Москве
Патопсихологическое обследование в Москве
Все темы по психологии и психологическому консультированию читайте на главных станицах сайта, посвященных теме ПСИХОЛОГИИ.
Консультация психолога
Патопсихологическое обследование
Хотя во всех формах групповой психотерапии присутствуют и те и другие элементы, однако, групповая дискуссия, с одной стороны, и вспомогательные методики, с другой, обладают специфическими возможностями для реализации собственно психотерапевтических и диагностических задач, одни из которых более продуктивно могут быть решены в процессе групповой дискуссии, а другие – особенно на ранних этапах функционирования психотерапевтической группы – при использовании вспомогательных техник.
Патопсихологическое обследование в москве
Все формы групповой психотерапии были частично модифицированы нами в соответствии с задачами патогенетической групповой психотерапии.
Остеохондроз и головная боль
3.4.1. Групповая дискуссия
Как уже отмечалось, в рамках проводимой патогенетической групповой психотерапии дискуссия является основной формой. Обычно выделяют три основные ориентации групповой дискуссии: биографическую, тематическую и интеракционную, причем, различные авторы придают большее значение той или иной ориентации. В нашей работе с группой использовались все три вида ориентаций групповых занятий.
Пивной алкоголизм
Биографически ориентированное занятие посвящено биографии отдельного пациента. Пациент рассказывает о себе и отвечает на вопросы членов группы, обсуждаются его проблемы, конфликтные ситуации, особенности поведения в реальной жизни, в группе, на отделении. Тематически ориентированное занятие кон-центрирует внимание на определенной теме, актуальной для большинства пациентов (например, взаимоотношения с детьми, родителями, авторитетами, способы разрешения какой-либо сложной ситуации).
Вспомогательные методы групповой психотерапии (психогимнастика, проективный рисунок, разыгрывание ролевых ситуаций) чаще всего ориентированы тематически (см. головная боль в области лба). Интеракционно ориентированное занятие направлено на анализ ситуаций и механизмов, связанных с функционированием группы, на анализ группового взаимодействия (анализу подвергаются перечисленные ранее элементы групповой динамики). Однако это деление является условным, так как в течение одного занятия перемещение ориентаций может происходить несколько раз. Например, в начале занятие ориентировано интеракционно – обсуждается ролевая структура группы, затем внимание концентрируется на одном из пациентов, который играет в этой структуре определенную роль.
В дальнейшем занятие может принять биографическую ориентацию, так как необходимо привлечение биографического материала, чтобы показать пациенту повторяемость его реакций и способов поведения как в группе, так и вне ее. Точно так же, обсуждение биографии отдельного пациента может привести в дальнейшем к анализу его актуального поведения в группе, взаимоотношений с другими ее участниками, а затем – к обсуждению общегрупповых проблем (интеракционная ориентация) или общей для всех пациентов темы, которая возникла в связи с обсуяздением биографии отдельного пациента (тематическая ориентация).