logo

Лечение психологических и психических расстройств

г. Москва, ул. Руставели, дом 4, корп. 1

"Дмитровская" "Бутырская"

Бесплатная парковка

ПН.-ВС. с 09:00 до 21:00

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм часто путают с различными  характерологическими особенностями и пограничными психическими состояниями. Диагностические особенности раннего детского аутизма состоят в том, чтобы правильно отдифференцировать истинное психическое состояние человека от заболевания.

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм

Термин «autismus» был придуман основоположником психиатрии Эйгеном Блейлером в 1910 года при описании особого свойства мышления у больных шизофренией.
Однако до середины 40-х годов ХХ века аутизма как бы не было. Это расстройство и его отличие от детской шизофрении впервые независимо друг от друга определили два психиатра — Лео Каннер («аутистическая психопатия», 1944) и Ганс Аспергер (1943) как врождённое нарушение способности к эмоциональным контактам, уход от внешнего мира без ухода в мир фантазий.

Помните! Наши статьи не предназначены для самостоятельной диагностики.

Диагностику любого заболевания должен проводить только врач. Статья представлена только для возможности первичного определения состояния.

Если Вы нашли схожесть параметров, необходимо очно обратиться за консультацией к врачу.

Что такое ранний детский аутизм

Самое краткое определение – это искажение развития ребенка.

Ранний детский аутизм называют спектральным – включающим спектр расстройств с разной биологической основой, но подобными поведенческими нарушениями.

Аутизм – первазивное расстройство, то есть оно затрагивает все отделы мозга. По классификации дизонтогенеза относится к искаженному развитию.

Диагностика раннего детского аутизма

В настоящее время ранний детский аутизм можно диагностировать довольно рано — часто до года.

В этот период аутичный ребёнок не фиксирует взгляд на матери, ее лице, не улыбается ей, не реагирует на ее голос, либо пугается матери, отстраняется от ее объятий, плачет на руках. Комплекс оживления вызывают предметы, а не лица, может долго рассматривать узор ковра или обоев. Подобные особенности внимания сохраняются на протяжении всей жизни (лицо человека привлекает внимание не больше, чем неживые предметы). Особо стоит проблема нарушения влечений. Отмечается свехчувствительность анализаторов, либо их нечувствительность. Ребенок может бояться малейшего шума или часами стоять у работающего компрессора. Часто у таких детей повышенный интерес к запахам, причем не всегда к приятным.
В возрасте от года до полутора лет обращает на себя внимание то, что ребенок может не откликаться на имя, не слышать просьб, а также отсутствие сотрудничества с взрослым. Если малышу нужна, например, игрушка, он не использует указательный жест для того, чтобы дать взрослому понять, что ему нужно. Вместо этого он может, например, руку взрослого и положить ее на желаемый предмет.
От полутора до трех лет у нормально развивающегося ребенка формируется предметно-манипуляционная деятельность, а после трех — игровая. Помимо этого возникает понятие «я», своих границ и возможностей. Ребенок-аутист не исследует функции предмета, что приводит к парадоксальной ситуации: он не играет игрушками, предпочитая раскладывать их по цвету или форме, строить из них пирамиды, не видит разницы — брать для игры игрушки или, например, столовые приборы. Понятие «я» не возникает, ребенок продолжает называть себя в третьем лице. Эмоциональные нарушения и проблемы социального взаимодействия можно выразить фразой «непонимание чужого, нечувствительность к своему».

Критерии раннего детского аутизма

Самое узкое место этой проблемы — диагностика.

Существующие критерии исключительно поведенческие. Выделить точные биологические «маркеры» этого заболевания до настоящего времени не удалось.

Итак, основными критериями диагностики аутизма являются:

  • стереотипии движений,
  • компульсивное поведение,
  • сопротивление переменам,
  • ритуальное поведение,
  • агрессия или аутоагрессия,
  • дефект эмоциональной активности
  • нарушения социального взаимодействия
  • нарушения речи и общения
  • отсутствие предметной игры и игрового взаимодействия.

Коммуникационные особенности

Нарушения в сфере социального взаимодействия и коммуникации сводятся с следующему:

  • отсутствие невербальных жестов;
  • нарушение социальной интуиции;
  • отсутствие потребности совместного переживания эмоций;
  • негибкость поведения;
  • особенности зрительного контакта. Бытует мнение, что дети с аутизмом не смотрят в глаза. Это не совсем так. Важно, что зрительный контакт не используется для общения, то есть взгляд не является средством коммуникации;
  • неумение просить;
  • отсутствие социального сотрудничества (не откликается на имя, не выполняет просьб).

Речевые особенности

В речи ребенка можно выделить специфические и неспецифические для данного заболевания нарушения. К специфическим относят:

  • не использование речи для общения;
  • наличие неречевых вокализаций, «абрисы» слов или фраз;
  • нетипичные первые слова (чаще всего отражающие негативную реакцию: «Отстань!»);
  • отраженный характер речи;
  • навязчивые вопросы;
  • прагматическое нарушение речи.

Не специфические нарушения

К неспецифическим нарушениям относят, например, дизартрию.

Бывает, что дети с аутизмом обладают хорошей памятью, и тогда они могут запоминать и повторять к месту и не к месту стихи, большие фрагменты услышанного текста, куски диалогов из телепередач и т.п.

Интеллект при раннем детском аутизме

Особо стоит проблема интеллектуальных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра. До недавнего времени бытовало мнение, что дети с синдромом Аспергера более интеллектуально развитые, часто одаренные (в основном музыкальными или математическими способностями), в то время как дети с синдромом Канера имели крайне низкие показатели формального интеллекта. При этом у обеих категорий детей присутствовали все нарушения социального взаимодействия и коммуникации.

В последнее время принято делить детей с аутистическими расстройствами по степени функциональности, то есть эффективности адаптации к внешнему миру. Так, высокофункциональный аутист может научиться навыкам социального поведения и стать самостоятельным членом общества. Яркий пример — Темпл Грандин, женщина инженер и биолог, доктор наук, а также предприниматель. Она часто выступает с лекциями об аутизме, давая нам возможность узнать лучше мир аутиста. Надо сказать, что деление по степени функциональности правильно применять лучше всего для детей старше 3 лет.

Лечение раннего детского аутизма

Лечбно-коррекцтонные программы раннего детского аутизма чаще всего заключаются в проведении специфической психотерапии и коррекции поведения:

  • ABA-терапия (Applied Behavior Analysis) исходит из предположения о том, что аутизм нельзя вылечить, но возможно приспособление ребенка к внешнему миру путем выработки у него социальных навыков с помощью тренировки и подкрепления нужного поведения.
  • Музыкотерапия и арттерапия помогают не речевому ребенку выразить себя, научиться игре. Использование вибрации и специальных компрессионных кроватей дают ребенку приятные ощущения, расслабляют.
  • Специальные коррекционные программы направлены на работу со страхами и другими эмоциональными проблемами аутиста, либо обучения знаниям и навыкам.
  • Семейная психотерапия призвана налаживать отношения в семье особого ребенка с учетом его потребностей. Одна из важнейших задач семейной психотерапии — поддержка родителей и других членов семьи, а также адекватного отношения к больному ребенку.

Клиника лечения расстройств нервной системы.

Задайте вопрос анонимно: