Малопрогредиентная шизофрения
Малопрогредиентная шизофрения
О лечении шизофрении читайте всю информацию на главной странице, посвященной этой теме.
Лечение шизофрении
Если данная методика включается в ход групповой дискуссии, то тема формулируется конкретно для определенного пациента и ориентируется на его проблематику. Например, пациент рассказывает о своих сложных отношениях с сыном -подростком и затем ему предлагают разыграть одну из возникающих трудных ситуаций.
Малопрогредиентная шизофрения
После проигрывания ситуации группа обсуждает увиденное в следующем направлении: какие рациональные (сознательные) и : какие эмоциональные (часто скрытые для самого пациента) задачи ставил перед собой пациент, каким и насколько адекватным/ образом он их разрешал, какие эмоции возникали у партнеров по отношению друг к другу во время разыгрывания этой ситуации, насколько достигнутое соответствовало поставленным целям и ожиданиям на рациональном и эмоциональном уровнях.
После разыгрывания ситуации обсуждается также вопрос о том, насколько характерно такое поведение для пациента в группе и вне ее.
Немов психология скачать
В зависимости от конкретной ситуации могут обсуждаться самые разнообразные моменты, например, повторяющиеся стереотипы поведения, выбор партнера на «положительную» или «отрицательную” роль (несовпадение «положительной” роли в разыгрываемой ситуации и негативного отношения в данный момент к члену группы, выбранному на эту роль, может быть также предметом обсуждения и иногда оказывается полезным для понимания реального отношения пациента к персонажу реальной жизни) и т.д.
В ходе разыгрывания ролевых ситуаций могут быть использованы различные приемы, помогающие лучше понять подлинный смысл ситуации (см. индивидуальная психотерапия). Так, пациенту можно предложить повторить ситуацию еще раз, причем, сам он будет играть своего партнера (начальника, жену, ребенка), его же самого — другой пациент или психотерапевт. Или, можно предложить двум другим пациентам встать за спинами участников и воспроизвести «внутренний диалог», т.е. то, что, по их мнению, думает и чувствует каждый из участников ситуации, но не может или боится высказать это открыто.
Точно также два члена группы могут воспроизвести «внутренний монолог» одного из участников, поведение, переживания, мотивация, отношения которого характеризуются противоречивостью, причем, каждый из них берет на себя выражение одной из противоречивых тенденций. Если пациентам это сделать трудно, то такую функцию может взять на себя психотерапевт.
Подростковый алкоголизм
Указанные приемы направлены на вскрытие проблем, конфликтов, специфики отношений и переживаний пациентов. Весь полученный материал используется не только на занятии, посвященном разыгрыванию ролевых ситуаций, но и в дальнейшем в ходе групповой дискуссии, дополняя информацию, полученную путем анализа биографии пациента и специфики его поведения и взаимоотношений в группе.
В некоторых случаях (обычно это касается пациентов с выраженным чувством неуверенности) мы использовали методику разыгрывания ролевых ситуаций с целью поведенческого тренинга. Тогда, пациенту предлагалось разыграть ситуацию, в которой он испытывает напряжение, скованность, неуверенность (см. головная боль при гайморите).
После первого ее проигрывания группа обсуждает особенности поведения пациента и после общего анализа ситуации задает пациенту жесткую схему поведения, затем ситуация проигрывается несколько раз до тех пор, пока пациент не сделает это достаточно уверенно и свободно. Конкретный пример, иллюстрирующий такое использование разыгрывания ролевой ситуации, дан в приложении № 9.
Шизофрения это